11-15 октября
Не успеешь оглянуться, а уже снова пролетело несколько осенних дней! Как хочется сохранить в памяти каждый из них — со всеми интересными встречами и находками, с робкими рассветами и неповторимыми ладожскими закатами… Но так уж устроена наша память — всего не упомнить, как ни старайся. Время течёт, как тёмная вода в Гумбарке: то кажется, что остановилось в оковах первого вечернего льда, то вновь скользит куда-то и тянет воспоминания на дно, как многоцветные листья, хороня в своих холодных глубинах. Что интересного произошло в жизни станции за это время?
Попался в паутинные сети малый пестрый дятел — самый маленький среди европейских дятлов. Отлично сложенная, крепкая и бойкая птица. Хоть и малый, но всё-таки дятел — с острым и сильным клювом, с цепкими, мощными лапами и пронзительно-громким криком. Питается этот малыш, как и другие его родственники, насекомыми: гусеницами, муравьями, тлёй, а зимой ищет под корой личинок насекомых.
Кроме малого пестрого дятла, на поляне вновь появилась желна — её незабываемые крики далеко разносятся в прозрачном осеннем воздухе. Большие пёстрые дятлы каждый день «разделывают» шишки на кузнице, устроенной на старой берёзе. Иногда они обследуют и станционные домики на предмет беспозвоночных обитателей: тщательно простукивают оконные рамы и стены. Один большой пёстрый дятел был пойман в путанки: молодой самец в разгаре линьки — сейчас у него не самая «представительная» внешность (даже красная шапочка ещё не приобрела должный вид), но волевой и бойкий характер, крикливость и острый клюв — налицо.
Наконец-то было окольцовано несколько клестов-еловиков- интересных птиц с незабываемой внешностью. Все пойманные клесты оказались молодыми самцами, но если один из них уже приобрел красное оперение, остальные еще не долиняли: неяркие, пестрые с зеленовато-охристым оперением. При первом взгляде на клеста сразу бросается в глаза необычный клюв этой птицы. Латинское название еловика Loxia curvirostra указывает на уникальное строение клюва этой птицы: концы челюстей у клестов так искривлены, что надклювье и подклювье перекрещиваются. Это позволяет еловикам легко отгибать чешуйки еловых шишек и вынимать семена
с помощью тонкого, острого и очень подвижного языка. Именно с урожаем шишек связана и другая интересная особенность этого вида: клесты-еловики могут размножаться на исходе зимы, тогда вылупление птенцов как раз совпадет со «сбором урожая» семян хвойных деревьев — шишки созреют, и родители смогут обеспечить кормом не только себя, но и подрастающее потомство.
Не каждый год сосны и ели дают богатый урожай шишек, оттого и численность клестов сильно колеблется по годам. В поисках мест, богатых кормом, эти птицы могут совершать длительные кочевки на большие расстояния.
Очень приятными встречами были отловы тундряных чечёток! Словно в предчувствии грядущей зимы — их светлое оперение: от белого надхвостья до серой спины и нежно-розового цвета на груди у самцов. И у самцов, и у самок тундряной чечётки на голове горит ярко-красная шапочка, а клюв хоть и мощный, как у любой зерноядной птицы, но до того крохотный и аккуратный, что поневоле залюбуешься.
Тундряная чечетка более светлая, чем обыкновенная?
Да, более светлая, надхвостье почти белое.