21-29 сентября
Третья декада сентября на станции запомнилась частыми переменами погоды. Пасмурные и зачастую дождливые дни начала недели сменялись днями яркими и солнечными. С земли, прогретой долгожданными лучами всё реже наведывающегося осеннего солнца, поднимался густой бурлящий туман. Он был настолько густой, что порой казалось — в нём запросто можно запутаться, словно в сетях (ассоциация отнюдь не случайная, ведь на многих языках сеть-путанка и называется «сетью тумана» — mist net). Туман оседал тяжелыми каплями на путанках, вынуждая их грузно клониться к земле под тяжестью холодной влаги и тем самым резко сокращая утренние отловы. К позднему же утру туман чинно, неторопливо начинал своё вознесение, искрясь в лучах взошедшего солнца, открывая всю красоту того, что всё это время скрывал подобно вуали — заповедную золотую осень. Таяние тумана замыкало очередной коротенький цикл перемен, возвращая небу его столь привычную латунную пасмурность.Отловы птиц отражали погодные колебания. Изобилие дроздов, столь характерное для дней предыдущих, сменялось визитом единичных особей (дроздов певчих, черных и белобровиков) в сопровождении привычной, но изрядно поредевшей свиты зарянок и завирушек.
Отловам синиц, в основном приходящимся на ловушки, также предстояло пройти череду трансформаций. Массовый пролёт московок, приходящийся на первые 20-е числа сентября, уступил место нарастающему потоку лазоревок и больших синиц, причем у последних более ранние волны молодых особей сменились к концу месяца группами взрослых птиц (прошлогодних и старше). Возраст синиц, как и многих других воробьиных птиц, натренированный глаз может с большой долей точности определить по состоянию оперения, а точнее посредством определения состояния линьки (смены перьевого покрова). Поскольку перья занимают особенно весомое место в жизни птиц, обеспечивая их способность к полёту, терморегуляции и т.д., выработка оптимальной стратегии для поддержания их в подобающем состоянии играет важнейшую роль в эволюции пернатых. Поскольку зачастую потребности особей молодых и взрослых птиц заметно отличаются, отличаются и стратегии поддержания оперения в оптимальной форме — то есть линьки. Молодые птицы, зачастую испытывающие гораздо большие затруднения с добычей пропитания нежели их взрослые соплеменники, соответственно станут тратить меньше драгоценных ресурсов на замену износившегося оперения и сменят лишь часть перьев, особенно подверженных износу. Увы, этот принцип, как и любой другой в науках о жизни, имеет множество исключений: ополовник, или длиннохвостая синица, является как раз таким исключением, когда в осенние месяцы уже зачастую невозможно отличить по оперению взрослых птиц от молодых, лишь недавно вступивших во взрослую жизнь. Небольшие стайки этих замечательных пернатых уже стали наведываться на территорию станции.
Помимо дроздов и синиц последние дни сентября, те что ветры и дожди оставили пернатым для легкого пролёта, принесли обильный улов пищух и камышовых овсянок. Пеночки веснички уже уступили место теньковкам, но и те попадаются весьма нечасто. Отловы корольков, радовавшие нас на прошлых неделях, пошли на спад и к концу сентября почти прекратились. Также изредка попадались обыкновенные овсянки, крапивники, снегири. Зяблики, чижи и юрки, хоть и являли активное присутствие на станции, ощутимых уловов не составляли. Помимо вышеперечисленных певчих птиц, отметились в отлове чечётка, пара пеночек-зарничек и соек, поползень, малая мухоловка и серый сорокопут. Разнообразие пополнили пернатые из других отрядов: вальдшнепы, ястребы-перепелятники, воробьиный сыч, пара мохноногих сычей, большие и малый пёстрые дятлы.
Все эти изменения и преображения среди наших пернатых соседей ясно дают понять — сентябрь уступает место октябрю. Остаётся надеяться, что наступающий месяц принесёт нам не меньше интересных и особенных встреч.
Мохноногий сыч шикарен! В путанку попался или в большую ловушку?)
В путанку)