26 октября
Просыпаешься от звонка будильника, открываешь глаза – и не веришь им! Вся комната залита светом… Неужели проспали рассвет и не поставили вовремя паутинные сети?! Но на часах – 5:45, откуда же столько света в этом октябрьском северном краю? Полнолуние… Вся поляна словно облита белым, замерзшим молоком – тонким слоем белое-белое покрывает каждую травинку, каждый штрих, каждый изгиб. В это утро нет нужды в налобном фонарике, огромная, полновесная луна светит так ярко, что другие источники света меркнут. На ясном, предрассветном небе почти не видны звёзды, луна – полноправная хозяйка и не терпит конкурентов. Но вот белый шар потихоньку тает над Ладогой, растворяясь на западе, а с востока его уже подгоняет проснувшееся солнце. Некоторое время можно наблюдать оба небесных тела, не уступающие друг другу в видимых размерах, но день побеждает остатки ночи, и солнце остаётся полноправным хозяином небосклона.На рассвете оживляются птицы: голоса зарянок, обычные в начале октября, теперь по утрам довольно редки, зато большие синицы, ополовники и снегири начинают свою перекличку уже в предрассветных сумерках. Днём пролёт этих видов продолжается, к ним присоединяются лазоревки, пухляки, зяблики, обыкновенные овсянки, щеглы и зеленушки. По-прежнему регулярно отмечаются в наших отловах пищухи: каждый день в сетки попадаются одна-две особи. А сегодня на двух километрах заросшей лесной дороги до соседней речки Пельчужни мы встретили пять пищух, причём четыре из них держались стайкой, кормясь на соседних деревьях. Мы уже писали раньше, что осенью и зимой пищухи нередко присоединяются к стайкам синиц, но образование группы только птицами этого вида – редкость. Природа полна удивительного, главное – захотеть и суметь увидеть!
Днём летят через поляну на юго-восток и небольшие стайки чечеток. В одной из прошлых записей мы рассказывали о тундряной чечетке, которая была в наших отловах, но незаслуженно обошли вниманием обыкновенную чечетку! А, между тем, эта птичка ничуть не менее приятна, чем ее светлая родственница: самцы также отличаются от самок розовым цветом оперения на горле, зобу и груди, а красная шапочка есть у птиц обоих полов. К весне цвета станут ярче: светлые края перьев за зиму обносятся, и красный цвет этих частей оперения станет более контрастным, — один из примеров того, что цвет птицы может меняться не только в результате линьки!
Во второй половине дня притихшую поляну внезапно наполнила какофония голосов с Ладоги. Вооружившись подзорной трубой, мы отправились на берег и могли наблюдать настоящее птичье пиршество! Видимо, на мелководье заплыл косяк небольших рыбешек, что привлекло около 150 озёрных чаек. Азартно крича, птицы ныряли в воду, заставляя мелководье кипеть от поднятых волн и наполняя отмели невообразимым гвалтом. У кромки воды спокойно ходили сороки, вороны и вОроны, посильно участвуя в охоте. Три орлана-белохвоста также не упускали возможность покормиться. А вдали от песчаного берега и чаячьей суеты плавали малые тундряные лебеди – взрослые с молодежью, около 100 больших крохалей и несколько крякв. В такие моменты ладожские отмели не назовешь пустынными, их наполняет жизнь!